Иногда даже самая трудоемкая задача может разрешиться довольно легко.

Как правило, конечная цель в этом вопросе — не знание алфавита как такового, а обучение ребенка чтению. Эти вещи связаны, но подходить к освоению каждой нужно отдельно. Так считает эксперт в детской психологии, доцент Института Детства МПГУ Екатерина Трифонова. Вместе мы разобрались, когда стоит учить алфавит с малышом и как это сделать, чтобы в будущем у ребенка не было проблем с чтением.

Екатерина Трифонова

Доцент Института Детства МПГУ, член Президиума Всероссийского общественного экспертного совета по дошкольному образованию «Воспитатели России», консультант бренда детских развивающих игр КУВЫРКОМ

Как ребенок воспринимает буквы, когда только знакомится с ними

Нередки случаи, когда молодые родители на первом году жизни малыша вешают над его кроваткой азбуку с яркими картинками, в результате чего уже к 2-3 годам ребенок правильно называет многие буквы.

Сразу скажу, что делать это с надеждой «чем раньше, тем лучше» совершенно не обязательно. Все равно ребенок будет запоминать буквы только после того, как начнет разговаривать, а это происходит от 1,5 до 3-х лет. 

В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название — это «стол», это «стул», а это «часы» и так далее. Поэтому на первых порах буквы малыш тоже будет запоминать как отдельные объекты этого мира, которые существуют вместе с другими объектами: это «П», это «О», а это «С».

В этом случае ребенок не понимает связь между буквой и звуком, с которых начинается названный или нарисованный предмет. Для него это будет случайная ассоциация, просто потому что в окружающем его мире буква «А» и нарисованный арбуз находятся вместе на картинке. Поэтому, если трехлетний ребенок знает весь алфавит, это совершенно не означает, что параллельно он учится читать.

Для того чтобы ребенок учился воспринимать букву как знак, он должен жить в знаковой культуре. Это происходит, в первую очередь, через чтение ребенку книг, окружение его разными вывесками и надписями, которые ему будут читать, подписями к рисункам и работам ребенка.

В этих случаях малыш постепенно начинает понимать, что такое буквы, что ими обозначаются слова и за ними стоит какая-то интересная реальность. Поэтому дети сами начинают проявлять интерес к языку, спрашивая, что это за буква и какое это слово.

Когда стоит начать изучать алфавит и учить ребенка читать

Возраст, когда ребенок запоминает буквы и начинает читать, может сильно не совпадать.

У некоторых детей интерес к буквам начинает проявляется в 3-4 года, но есть дети, которые не интересуются ими и до конца дошкольного возраста. Если ребенок проявляет интерес к буквам, то взрослый поддерживает его; если нет — ни в коем случае нельзя настаивать и форсировать. В последнем случае стоит продолжать обогащать предметную среду ребенка буквами, знаками, надписями, но не заставлять его учить их. 

Целенаправленно знакомить ребенка с буквами, а затем и с первыми текстами разумно в среднем–старшем дошкольном возрасте — от 4 до 6 лет.

Но почему же нельзя начать раньше, если некоторые дети могут запомнить буквы уже в три, а то и в два года? Ответ на этот вопрос сформулировала физиолог, психолог и доктор биологических наук Марьяна Михайловна Безруких.

В ее работах наглядно показана разница в чтении детей–четвероклассников, одного из которых учили читать с первого класса, а другого — с трех лет. В исследовании фиксировалась длительность задержки зрачка на разных участках текста, что и показало колоссальные различия в чтении.

В случае хорошо читающего ребенка видно, как взгляд быстро идет по тексту, но задерживается на важных в смысловом отношении словах. Это означает, что ребенок быстро читает и при этом схватывает смысл; иногда возвращается к ранее прочитанному тексту, чтобы сопоставить детали.

Схема движения зрачка ребенка, который научился читать в первом классе

В случае, когда ребенок читает плохо, его взгляд задерживается практически на каждой букве. Элементом здесь выступает не слово, несущее смысл, а именно буква. Двигаясь от буквы к букве, ребенок не может выстроить целостную картину и понять смысл прочитанного фрагмента. Можно сказать, что это прекрасная иллюстрация того, как ребенок «за деревьями не видит леса».

Схема движения зрачка ребенка, который учился читать с трех лет

Именно поэтому учить ребенка читать в возрасте 3-х лет и ранее не стоит. Тем не менее, важно постепенно вводить малыша в мир знаковой культуры, чтобы в его доступе были книжки, которые ему будут читать, или буквы, с которыми он будет пока просто играть.

От первого знакомства с буквами к чтению

Начинать знакомство с алфавитом можно с игр, в которых ребенку нужно вставлять буквы в подходящие формы. По смыслу они похожи на кубы-вкладыши, когда малышу нужно для каждого отверстия определенной формы найти соответствующую деталь.

В процессе игры стоит называть каждую букву и соответствующий образ, который совпадает с формой, — так ребенок постепенно начнет связывать внешний вид буквы с ее названием. Получается, что вместо утомительного зазубривания, ребенок играет в увлекательную игру и попутно запоминает буквы.

По мере того, как ребенок начинает узнавать и называть буквы, можно начинать складывать из букв слоги, а затем и первые простые слова, постепенно переходя к чтению.

Сегодня существует много разных способов, материалов и методик для приобщения ребенка к чтению. Продолжает использоваться метод Монтессори, когда ребенок может по-разному взаимодействовать с буквами — и пощупать их, и обвести. Не теряют своей популярности «Кубики Зайцева» со слогами и магнитные азбуки с красными гласными и синими согласными.

Также появляются новые инструменты, например, приложения для мобильных устройств. В них буквы могут удачно встраиваться в разные виды игры — из них можно и собрать слова, и обвести, и узнавать их среди других возникающих букв и слогов, и собирать из кусочков, и соотносить слово и образ, и составлять свои смешные слова.

Приложение «Читания» для обучения чтению

То же самое можно сказать и про магнитные буквы — здесь возможно как играть в традиционные дидактические игры, когда ребенку нужно вставлять буквы в нужные формы, так и использовать их в качестве элементов других игр: складывать из букв не только слова, но и узоры, или задействовать их в режиссерской игре.

Как правильно общаться с ребенком

Часто мы направляем действия детей словами «правильно» или «неправильно». И если ребенку пока трудно различать буквы, то каждое «неправильно» будет расстраивать его и нацеливать не на то, чтобы понять, а на то, чтобы быстро угадать правильный ответ. Это неперспективная стратегия.

Лучше поинтересоваться, а почему буковка не та? Что у нее не совпадает? Какой элемент лишний или иной? Что отсутствует, а что должно бы быть? Это как раз и обеспечит хорошую ориентировку ребенка в запоминании букв, и позже он уже не будет путать Ц и Щ, Ь и Б и так далее.

Также важно понимать, что самостоятельно составляя первые слова, ребенок не будет придерживаться орфографических правил — он будет составлять слова так, как он их слышит. И если ребенок пишет «сабака», «щасте» (счастье), «абуца» (обуться), то не нужно его исправлять. Потом в процессе обучения малыш научится писать слова правильно.

Не стоит также бояться, что неправильный вариант закрепится в памяти малыша. Если ребенок живет в среде грамотной письменной речи, в школе его ошибки постепенно уйдут. Однако в начале очень важен момент именно соотнесения буквы со звуком, который ребенок слышит.

Разумеется, если ребенку процесс изучения букв совсем не интересен, то ни в коем случае не следует настаивать на подобной деятельности, так как у малыша может сформироваться отрицательное эмоциональное отношение к буквам и впоследствии к чтению. Если же ребенку интересно, он мотивирован, тогда и процесс обучения проходит легко.

Если ничего не получается

Такие ситуации бывают. И важно понимать, что в этом случае не стоит давить на ребенка. Вам нужно лишь продолжать очень спокойно и мягко исправлять: «Да? Ты думаешь, это — „с“? А я думаю, это — „ю“. Давай, посмотрим, чем они отличаются». То есть важно озвучить ребенку правильный вариант, обратить внимание на особенности начертания этой буквы.

Основной принцип при обучении алфавиту и чтению — «не навреди». Читать рано или поздно научатся все, а вот любить или не любить чтение — это совсем другая история. Родителю не нужно торопиться и настаивать, иначе он рискует сформировать у ребенка отрицательное отношение к чтению.

Конечно, можно «надрессировать» ребенка очень рано, но имеет ли это смысл? Все дети разные — у всех свой темп развития и глубина познания. Стоит исходить из интереса и желания самого ребенка — если ему это нужно, он выучит буквы очень быстро. Задача взрослого — создать для этого подходящие условия.

Источник: wday.ru